Торгово-промышленная деятельность купечества

В одном из отчетов Саратовского биржевого комитета сказано, что «Саратов является передаточным пунктом с Волги многомиллионного груза, не считая соли, керосина и проч., по линиям железных дорог, так что в общем в Саратове обращается около 1/4 груза всего волжского транзита». Саратов не только передавал, но и торговал всем, что производилось в губернском городе и уездах. Своими изделиями он снабжал не только поволжский регион, но и иные области России и даже отправлял их за границу. Некоторые саратовские товары везли на Кавказ и в Сибирь (кондитерские изделия, конфеты, шоколад, сарпинку, мыло), отправляли в Петербург, Москву и западные губернии (мука, вата, пряжа, сарпинка, отделочные кожи и пр.), отсылали на Дальний Восток и даже в Америку (глицерин).

Находясь в центре хлебородной полосы России, Саратов перерабатывал огромное количество зерна и отличнейшую муку доставлял на продажу не только потребителям внутри России, но и на заграничные рынки. В 1904 — 1907 годах только по Волге с саратовских пристаней вывозилось ежегодно пшеничной муки 7 100 тыс. пудов, ржаной муки по 700 тыс. пудов. Среди отправляемых из Саратова по железной дороге грузов почти 14% составляла мука. «Пшеничной столицей» региона называлось Балаково, с пристаней которого в начале нынешнего века отправлялось около 10 млн пудов хлеба. Как указывает А. Я. Майзульс, «крестьяне прилегающего к нему части Николаевского уезда в результате хлебной торговли были зажиточны и даже богаты». Слобода Покровская (с 1914 года — город) тоже считалась крупным хлебным рынком, куда стал поступать уральский хлеб после проведения Покровско-Уральской линии железной дороги.

Крупные партии муки производили и продавали торговый дом «Ф. А. Рыбакин и сыновья» из Аткарска, «Первое товарищество мукомолов» в Балашове, товарищество николаевского купца 1-й гильдии Н. С. Менькова, Вольские купцы братья А. В. и И. В. Меркульевы. В Петровске крупным мукомольным предприятием был торговый дом «Ф. Александров с сыновьями», производивший до 1 675 тыс. пудов муки и сбывавший ее на многих внутренних рынках России. Второе место из пищевых продуктов занимала в торговом обороте Саратова соль, которая поступала по Волге с Эльтонского и Астраханских соляных озер по 2—3 млн пудов в разные годы. Отсюда соль развозилась по городам и весям европейской части России. В сравнении с прошлыми годами саратовская торговля солью пошла на убыль. А ведь солью жило и торговое, и рабочее население. Целые кварталы губернского города были заняты складами, и, как память о том времени, одна из саратовских улиц сохранила название Соляной. Причинами упадка соляной торговли явились, во-первых, переход с Эльтонского озера на новый соляной источник — озеро Баскунчак, с неоднократной перегрузкой продукта на пути до Царицына, что удорожало баскунчакскую соль, во-вторых, конкуренция дешевой донецкой (бахмутской) соли, которая проникла в те регионы, куда ранее доставлялась соль из Поволжья. Тарифные затруднения Грязе-Царицынской и Рязано-Уральской железных дорог явственно влияли на поставки соли.

В 1892 году правительство отменяет акциз на соль. Добыча соли увеличивается в России почти в два раза, цена за пуд снизилась в 3 — 4 раза. В этих условиях крупные саратовские солепромышленники, такие, как Аносов, Кокуев, стали сокращать и постепенно ликвидировать свое соляное дело. Солью в Саратове стали торговать В. А. Шишкин и В. В. Сапожников. В 1900 году по Волге прибыло соли в Царицын 329 тыс. пудов, в Камышин — 96 тыс. пудов и в Саратов — 3 863 тыс. пудов; в 1909 году в Царицыне было получено с Баскунчака 1 274 тыс. пудов соли, в Камышине 885 тыс. пудов, в Саратове 1 265 тыс. пудов. Немалое место, как отмечено ранее, в саратовской торговле занимало подсолнечное масло. Только по Волге ежегодно отправлялось 150 — 200 тыс. пудов этого ценного продукта. На железной дороге масло и жмых подсолнечника составляли почти 10% отправленных грузов. Но в начале нынешнего века вследствие упадка отрасли из-за сокращения посевов на истощенных почвах, появления вредителей подсолнечника и конкуренции со стороны развитого маслобойного производства в уездах губернии произошло сокращение объемов продажи масла. Если в 1904 году было вывезено из Саратова подсолнечного масла 247 976 пудов, то в 1907 году — 210 491 пудов. К тому же конкуренция со стороны Воронежской и Кубанской подсолнечно-маслобойной промышленности лишила саратовских маслозаводчиков целого ряда постоянных рынков сбыта.

В значительном количестве вывозился из Саратова спирт, который закупали оптовые торговцы на винокуренных заводах нашей и соседних губерний. Всего производилось до 300 тыс. ведер 80% спирта. В основном этот продукт сбывался в Астраханской, Самарской, Бакинской губерниях и Закаспийском крае. С отходом Самарского Заволжья в казну и введением винной монополии торговля спиртом несколько понизилась. Но немало крепкого вина (водки) расходилось внутри самой Саратовской губернии. Например, только один Саратов в 1902 году потребил 213 807 ведер на сумму 1 678 381 руб., а в 1913 году за 11 месяцев саратовцы выпили 505 699 ведер водки, за которую было выручено 4 040 000 рублей. К концу XIX в. упала в Саратове торговля рыбой из-за хищнического лова в Волге. У саратовских берегов уловы, за исключением сельди и воблы, были невысоки. Красная рыба почти исчезла, и цены на нее поднялись. Но, несмотря на это, спрос на рыбу и рыбные продукты увеличивался. Рыбу приходилось при возить из Астрахани. В 1893 году ее поступило соленой — ,500 тыс. пудов, свежей — 30 тыс. пудов. Немного, 50 тыс. пудов свежей рыбы, было доставлено из Уральска. Сухой воблы продано было 20 млн штук. Чтобы удовлетворить спрос, саратовские купцы стали искать новые источники поступления рыбы и рыбных продуктов. Однако привоз из Ростова-на-Дону по несколько тысяч пудов свежей рыбы не смогли поднять эту отрасль до нужного уровня.


Читать дальше >>>
1 :: 2 :: 3 :: 4 :: 5

Яндекс.Метрика