Транспорт

В 90-х годах прошлого столетия процесс создания монопольных: объединений, где государственный капитал соединялся с частным, коснулся железных дорог. Здесь образовались восемь акционерных обществ, среди которых наиболее крупным железнодорожным предприятием стало Общество Рязано-Уральской железной дорог (далее РУжд). Это Общество было создано в 1892 году путем передачи Рязано-Козловской дороге казенной Козлово-Саратовской линии для эксплуатации ее в течение 20 лет. Обязательным условием было поставлено расширение сети дорог через постройку новых железнодорожных веток. Одновременно Саратовское губернское Козловское уездное земства, а также город Саратов освобождались от уплаты казне ежегодно долга в сумме 261 тыс. рублей. Правление Общества РУжд находилось вначале в Москве, а затем в Петербурге, а Управление дорогой разместилось в Саратове. Первым его управляющим стал И. Е. Ададуров.

Общество РУжд развернуло усиленную деятельность по развитию сети железных дорог. В течение первого десятилетия Общество построило несколько линий общей длиной 1205 верст и провело переустройство Тамбово-Саратовской линии с целью усиления ее пропускной способности. Не имея собственного выхода на Москву, Общество сооружает линию от Павелеца, и таким образом РУжд соединилась со столицей. Особенно разветвленной стала железнодорожная сеть в Среднем и Нижнем Поволжье, новые линии связали и заволжские степные районы с западными и центральными промышленными губерниями. В начале века были выстроены Астраханская, Уральско-Елецкая и другие линии, связавшие Поволжье со Средней Азией. Рязано-Уральская дорога стала важной транспортной артерией, обслуживающей в первую очередь хлебный экспортный поток.

Накануне революционных событий 1917 года протяженность РУжд составляла 4377 верст. Она занимала по длине своих линий первое место среди железнодорожных линий других обществ и связывала огромную территорию — 12 губерний и область Уральского казачьего войска. В первые годы деятельности Общества РУжд доходы не только покрывали расходы, но и позволяли выплачивать акционерам дивиденды. Затем финансовое положение дороги резко меняется. Новые линии, где еще не сформировался грузопоток, не давали прибыли. Доходов теперь не хватало на выплату платежей по облигациям и долг составил 1 145 тыс. рублей. События 1905 — 1907 годов еще более ухудшили финансовое состояние российских дорог, и только с 1912 года Общество РУжд начинает выплачивать по обязательствам — акциям, кроме арендной платы за эксплуатацию Козлово-Саратовской дороги. Долг правительству составлял 47 млн рублей, но в то же время правительство получало не менее 30 млн рублей в год государственного сбора с пассажиров и пользовалось бесплатной провозкой почты.

Техническая оснащенность дороги постоянно возрастала. При создании РУжд было всего 165 паровозов, в 1894 — 1895 годах поступили первые 106 паровозов с Брянского и Невского заводов и 30 паровозов из-за границы, которые стали последними зарубежными локомотивами. До 1907 года поступило с российских заводов 328 паровозов, в том числе и партия силовых товарных (первые 4-цилиндровые) Путиловского и Сормовского заводов. К 1915 году парк паровозов РУжд вырос почти в 3 раза, В 4 раза увеличилось количество пассажирских и в 6 раз — товарных вагонов. Для технического обслуживания были созданы главные мастерские в Саратове и Тамбове, основные депо в Саратове, Ртищеве, Кирсанове и Тамбове и оборотное депо в Аткарске. Росла производительность мастерских и депо. Например если в 1892 году из капитального ремонта было выпущено пассажирских и 30 товарных паровозов, то в 1915 году соответственно 17 и 178 паровозов.

Общество РУжд, единственное среди железнодорожных монополий, имело большую и хорошо организованную речи) флотилию. В 1890-е годы она состояла из 8 пароходов, них — 5 буксирных, ледокольного парома «Саратовский ледокол» и товарно-пассажирского парома «Саратовская переправах». Два последних обслуживали перевоз через Волгу в Саратов (Увек-Сазанка) железнодорожных составов для непрерывно движения на линии. Это была первая в России Переправа железнодорожных поездов. Позднее на Сормовском заводе была построена «Переправа вторая». Помимо пароходов в речную флотилию входили дебаркадеры, баржи, нефтекачки, плашкоуты, состав флотилии постоянно обновлялся и менялся количественно. Накануне революции 1905—1907 гг. дорогу обслуживали 42 тысячи постоянных и 13 тысяч поденных рабочих, мастеровых и служащих, а с их семьями насчитывалось около 180 тысяч человек. На содержание всех работников дороги уходило до 25 млн рублей. Для детей персонала дороги были открыты начальные школы и училища разного типа. В 1906 году Общество РУжд потратило на образование 106 тыс., в 1909 году — 150 тыс., а в 1915 году уже 289 тыс. рублей. За счет сметных ассигнований содержались школы-церкви. Такие религиозно-нравственные заведения были построены на станциях Саратов-товарная, Ершов, Ртищево, Тамбов и других. Общество имело и свою врачебно-санитарную службу. К 1916 году на дороге имелось 35 врачебных участков. Особое место занимала Эльтонская грязелечебница, где ежегодно лечили до 1200 человек работников РУжд. Бюджет врачебно-санитарной службы доходил в 1915 году до 612 тыс. рублей.


Читать дальше >>>
1 :: 2 :: 3 :: 4

Яндекс.Метрика